Радиация и наши реалии

Повышение уровня радиационного облучения в районах, прилегающих к поврежденным в результате землетрясения ряда АЭС в Японии, побудило вспомнить и нашу беду — последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС, со дня которой прошло уже четверть столетия. Сейчас ученых и население беспокоят вопросы не столько действия собственно радиоактивного фона, который на основной части территории Украины — в пределах нормы, сколько влияние остатков радионуклидов, то есть атомов с нестойким ядром (другое название: радиоактивные изотопы), которые неравномерно распылились по областям и районам страны. Именно они в повышенных концентрациях становятся причиной разрушения органов и систем, включая нервную и иммунную, а также развития онкологических заболеваний (канцерогенез).

Что касается радиоактивного фона, его регулярно измеряют соответствующие службы Министерства по чрезвычайным ситуациям, и через СМИ его уровень сообщают населению. Государственным законодательством, утвержденными приказом №208 от 14.07.97 г. Министерства здравоохранения Украины, даже установлен предел приемлемого облучения. Впрочем, в этих документах даются показатели не в рентгенах в час (норма 0, 21 мкр/ч), а в зивертах — единицах измерения так называемой дозы эквивалентного ионизирующего излучения в системе СИ, принятой в мире. Применение рентгенов в дозиметрии сейчас не актуально как устаревшее, аналогично использованию аршина, вершка или сажени при измерении длины вместо метра, сантиметра, миллиметра. Впрочем, в домашних условиях население измеряет уровень радиации самостоятельно, используя для этого дозиметры.

Однако, проблема даже не в уровне радиоактивного фона, а в количестве поглощения ионизирующей радиации в течение определенного времени, т.е. ее воздействия на организм. Ведь повышенные дозы радиации убивают клетку, останавливая ее деление, угнетают определенные биохимические процессы, необходимые для нормальной жизнедеятельности, повреждают генетическую структуру. Причем одно и то же количество облучения по-разному влияет на разные органы и ткани. То есть любая составляющая нашего тела не только по-своему реагирует на поглощенную дозу облучения, но и получив повреждение, соответственно влияет на работу организма в целом. В частности, наиболее чувствительны костный мозг и остальные составляющие кроветворной системы, репродуктивные (половые) органы, легкие, глаза, менее чувствительны — печень, почки, мочевой пузырь, зрелые хрящевые ткани. Очень чувствительны к воздействию радиации дети.

Вот почему в упомянутых нормативных документах представлены показатели предела влияния ионизации на разные участки нашего тела, и к тому же для трех условных категорий лиц (А, Б, В), которые получают облучение в зависимости от особенностей работы (например, работники АЭС, ликвидаторы) и радиационной зоны проживания. Гражданское население с природным фоном ионизации относится к категории В, и для него установлены пределы эффективных доз облучения (в микрозивертах в год). А впрочем, измерить полученную дозу невозможно, поскольку нет таких приборов, можно только рассчитать математически по специальной формуле с учетом уровня радиации, времени ее воздействия на организм, его биологической массы. Уровень радиации замеряется также при помощи дозиметров.

Превышение лимитов, разумеется, приводит к ухудшению здоровья, в частности, развитию онкологических и других заболеваний. До сих пор в медицинской науке, в частности, радиологии, спорят относительно благоприятного воздействия на организм малых доз радиации, например, природного фона, лечебных доз облучения на те же раковые клетки.

Но в любом случае следует помнить что к негативным последствиям искусственной радиоактивности и ее продуктов приобщаются социальные. Именно они в основном и определяют образ жизни человека, а значит, «прочность» его здоровья, например, способность организма к самообновлению (регенерация клеток, сопротивляемость инфекциям и т.д.). И здесь многое зависит не только от самого человека, но и от государства.

Получая письма от граждан, пострадавших от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и признанных таковыми официально, можем только посочувствовать, что их права нарушаются из-за недостаточного финансирования для выполнения ряда целевых программ, предусмотренных законодательством Украины.