Радиация вокруг нас

Проблема радиационного загрязнения окружающей среды является чрезвычайно актуальной в наше время. После Чернобыльской катастрофы значительные площади Украины, Белоруссии, европейской части России и некоторых стран Западной Европы оказались загрязненными радиоактивными выбросами. Широкое распространение в науке, медицине и технике радиоактивных изотопов и не всегда высокий уровень контроля за их использованием и утилизацией также повышает актуальность этой проблемы. К сожалению, органы чувств человека не позволяют определять наличие в окружающих предметах, продуктах питания и обстановке опасные для здоровья уровни радиационного загрязнения. Для этого нужны специальные приборы — дозиметры.

Полностью избежать радиационного облучения просто невозможно — поскольку естественный радиационный фон присутствует на Земле повсеместно. Источником его в первую очередь являются космическое излучение, которое выше в районах Северного и Южного полюсов (и меньше в экваториальных районах) — за счет защитных свойств магнитного поля Земли. Радиоактивный фон, создаваемый космическим излучением выше в высокогорных районах, где меньше защитное действие озонового слоя земной атмосферы.

Любителям частых полетов следует помнить, что уровень радиации на борту самолета может достигать (в зависимости от высоты полета) около 200 микрорентген в час.

Это при том, что средние значения радиоактивного фона на земной поверхности составляют в норме от 12 до 25 мкр/час, возможны их колебания на различных участках местности, но в любом случае они не должны превышать 50 мкр/час. Если обнаружен участок местности с уровнем радиации выше 60 мкр/час — необходимо в кратчайшие сроки проинформировать об этом органы Госкомсанэпиднадзора России. Повышенный радиоактивный фон наблюдается в подземных объектах искусственного и естественного происхождения за счет наличия в их атмосфере повышенной концентрации радиоактивного газа радона, содержащегося в земной коре. Этим же объясняется несколько более высокий уровень радиационного фона в длительно непроветриваемых помещениях нижних этажей зданий и особенно в полуподвальных и подвальных помещениях.

Думаю, что многие читатели видели снимки районов Чернобыльской катастрофы, где показана брошенная из-за высокого уровня радиации гражданская и военная техника.

На этих снимках отчетливо видно, что с этой техники мародерами снято практически все, что можно снять и унести (фары, запчасти с двигателей, оборудование салона, приборные панели, радиостанции с военной техники, стекла и т.д.). И все это радиоактивное «добро» гуляет по стране, находясь в собственности у новых владельцев, которые в 99,9% даже не задумываются о потенциальной опасности находящихся рядом с ними предметов. По НТВ в свое время проходили сюжеты о выявлении партий очень радиоактивных денежных купюр, которые большинство из нас носит непосредственно вблизи своего тела.

Я ни в коей мере не хочу нагнетать панику и вызывать радиофобию у читателей. Просто необходимо понять, что время, в которое мы живем, диктует свои требования к безопасности нашей жизни и жизни близких нам людей. И игнорирование этих требований может, к сожалению, привести к печальным для здоровья и жизни последствиям.

Известны случаи, когда в семьях несколько человек умирали от онкологических заболеваний, врачи искали наследственную патологию, и только после въезда в эту же квартиру новой семьи — когда в ней тоже начались онкозаболевания — догадались проверить квартиру на уровень радиации — и выяснилось, что одна из железобетонных панелей является источником сильного радиационного излучения. Именно поэтому сейчас рекомендуют покупать недвижимость только с дозиметром.

Грибникам, охотникам и туристам — не следует забывать, что в период распада СССР контроль за утилизацией радиоактивных материалов был, мягко говоря, не всегда на высоте. Поэтому шанс наткнуться на необозначенный радиоактивный могильник тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Немало людей пострадало от самостоятельной разборки РИТЭГ-ов (это радиоизотопные термоэлектрические генераторы, применяются для автономного электропитания маяков, радиомаяков, метеостанций, расположенных в удаленной безлюдной местности), которые работают на стронции-90 (реже — на плутонии-238).

Хочется сказать несколько слов о флюорографии. Она, безусловно, необходима — в первую очередь для раннего выявления легочной патологии (особенно — онкологической — когда от сроков начала лечения напрямую зависит прогноз и исход заболевания). При наличии возможности — можно посоветовать вместо нее сделать обзорную рентгенограмму легких (она гораздо более информативна, а доза излучения там заметно меньше).

Подводя итог написанному выше — хочется пожелать всем читателям крепкого здоровья, низкого радиационного фона и настоятельно порекомендовать приобрести бытовой дозиметр или нитрат-тестер с функцией дозиметра, как экотестер СОЭКС, — хотя бы один на семью (им нелишне будет проверить и жилье, планируемое к покупке, и дачный участок, да и картошку — купленную на рынке — здоровее будете)… Еще раз всем крепкого здоровья и счастья!